25.04.2022, 06:28 | |
Развитие речи – это очень сложный, длительный процесс. В норме все звуки речи дети должны произносить к 5 годам. Поэтому логопед на дошкольном логопедическом пункте работает с детьми с 5 лет. На практике нарушение звукопроизношения (разной степени сложности) к 5 годам встречается у детей от 65% в зависимости от набора детей в группе. У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её развития невозможно сформировать навыки правильного звукопроизношения. Чтобы говорить правильно, ребёнку необходимо уметь управлять органами артикуляции: нижней челюстью, губами, языком. При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык. У взрослого человека артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: — улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); — улучшить подвижность артикуляционных органов; — укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; — научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; — увеличить амплитуду движений; — уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов; — подготовить ребёнка к правильному произношению звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 5 минут. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, нёбо, язык, щеки.
Во время образовательной деятельности можно проводить так называемые традиционные комплексы гимнастики для языка, а можно в виде артикуляционных сказок, таких как «Сказка о веселом язычке». Также при проведении образовательной деятельности можно использовать артикуляционную гимнастику, которая может одновременно являться физкультурной минуткой или минуткой отдыха. В ходе образовательной деятельности, можно использовать упражнения, имеющие условные названия или связанные с определенным игровым образом. Они требуют перевоплощения, не утомляют, вызывают интерес и способствуют воспитанию устойчивого внимания у детей. Детей утомляет однообразие, поэтому часто одному и тому же упражнению даются разные названия, в зависимости от изучаемой лексической темы. Артикуляционная гимнастика для ребёнка не должна превратиться в серию утомительных упражнений. Она проводится в форме забавной игры. Ребёнок, увлекшись игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития речевой моторики будет проходить быстрее и успешнее. Главное условие эффективности артикуляционной гимнастики - хорошее настроение ребенка. В этом случае можно быть уверенным, что ребёнок и в следующий раз с желанием будет заниматься артикуляционной гимнастикой.
Подготовила: учитель-логопед Белобородова Н.В. | |
| |
Просмотров: 256 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |