Консультация для воспитателей
25.04.2022, 06:28

Развитие речи – это очень сложный, длительный процесс.

В норме все звуки речи дети должны произносить к 5 годам. Поэтому логопед на дошкольном логопедическом пункте работает с детьми с 5 лет. На практике нарушение звукопроизношения (разной степени сложности) к 5 годам встречается у детей от 65% в зависимости от набора детей в группе.

У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её развития невозможно сформировать навыки правильного звукопроизношения. Чтобы говорить правильно, ребёнку необходимо уметь управлять органами артикуляции: нижней челюстью, губами, языком.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык. У взрослого человека артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 5 минут.

Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, нёбо, язык, щеки.

  • Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы все другие мышцы ребенка были расслаблены, кроме прямой спины.
  • Упражнения выполняются от простых к сложным.
  • Начинать гимнастику нужно с упражнений для губ.
  • Упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе.
  • Каждое упражнение повторять по 5-7 раз.

Во время образовательной деятельности можно проводить так называемые традиционные комплексы гимнастики для языка, а можно в виде артикуляционных сказок, таких как «Сказка о веселом язычке». Также при проведении образовательной деятельности можно использовать артикуляционную гимнастику, которая может одновременно являться физкультурной минуткой или минуткой отдыха. В ходе образовательной деятельности, можно использовать упражнения, имеющие условные названия или связанные с определенным игровым образом. Они требуют перевоплощения, не утомляют, вызывают интерес и способствуют воспитанию устойчивого внимания у детей. Детей утомляет однообразие, поэтому часто одному и тому же упражнению даются разные названия, в зависимости от изучаемой лексической темы.

Артикуляционная гимнастика для ребёнка не должна превратиться в серию утомительных упражнений. Она проводится в форме забавной игры. Ребёнок, увлекшись игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития речевой моторики будет проходить быстрее и успешнее.

Главное условие эффективности артикуляционной гимнастики - хорошее настроение ребенка. В этом случае можно быть уверенным, что ребёнок и в следующий раз с желанием будет заниматься артикуляционной гимнастикой.

 

Подготовила: учитель-логопед Белобородова Н.В.

Категория: Учитель-логопед | Добавил: Anastasia_Goncharova17
Просмотров: 265 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar