Уголок логопеда для детей 4-5 лет
17.07.2016, 11:42

Характеристика речевого развития детей 

В этом возрасте заметно увеличивается лексический запас за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов. К 5 годам активный словарь достигает 2500 слов.

В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т. е. у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она "копатка", а не лопатка).

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные члены ("Тут сидят Таня и Света), существительные и глаголы во множественном числе ("Чашки стоят на столе"). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.

Дети этого возраста еще допускаются грамматические ошибки: неправильное согласование слов, особенно существительных среднего рода с прилагательными; неправильное употребление падежных окончаний ("Мама "окны" моет").

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как "ы", "э", "х", приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук "ц". У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки "ш", "ж", "ч", "щ", "л", "р"), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук "ш" звуком "с" ("суба" вместо шуба).

У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной.

Высказывания ребенка пока еще состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи.

Рекомендации логопеда:

- Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать с ребенком нужно пользуясь простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова.

- Расширять словарь за счет активного усвоения и использования предлогов, личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, наречий, порядковых числительных.

- Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха.

- Развивать моторную сферу, координацию движений

- Учить ориентироваться в пространстве

- Воспитывать внимание к звуковой стороне речи

- Развивать интонационную выразительность речи и ритмичность

- Формировать хорошую артикуляционную базу для формирования правильных артикуляционных укладов

Чтобы Ваш ребенок хорошо говорил ему необходимо общение с Вами, дорогие родители!

  • Почитайте книжку, обсудите и объясните содержание.
  • Просмотр телевизора, вообще, можно исключить. Мультики 15 мин. в день. И никаких планшетов!
  • Не забывайте поиграть с  конструктором и мозаикой, порисовать и полепить
  • Вслушивайтесь в звуки окружающего мира, это очень полезно и важно
  • Отбивайте ритм руками, ногами, пойте несложные песенки
  • Дуйте мыльные пузыри, задувайте свечки и т.п., это сформирует правильное речевое дыхание
  • Будьте эмоционально открыты и готовы к общению

Читаем с мамой и папой

  • Фольклор: «Зайчишка-трусишка..», «Гуси, вы гуси…», «Кот на печку пошел…»,  «Солнышко-ведрышко…» , «По щучьему велению…», «Царевна-лягушка» и др.
  • Сказки: обр. М.Горького «Война грибов с ягодами», обр. В.Даля « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса-лопотница», обр А.Н. Толстого «Жихарка», Ш. Перро «Красная шапочка», братья Гримм «Бременские музыканты» и др
  • Поэзия: И.Бунин «Листопад», А.Фет « Мама, глянь-ка из окошка», И.Суриков «Зима», С.Маршак «Вот какой рассеянный»,В.Витка «Считалочка», С. Михалков «Дядя Степа», Э.Успенский «Разгром» и др.
  • Проза: В.Вересаев «Братишка», А.Введенский «О девочке Маше…», К.Ушинский «Бодливая корова», С.Георгиев
  • «Бабушкин садик»
  • Литературные сказки: М.Горький «Воробьишко», В.Осеева «Волшебная иголочка», К.Чуковский «Тараканище», В.Бианки «Первая охота», Д.Самойлов «У слоненка День Рождения», А.Милн «Винни-Пух и все-все-все» и др.
  • Басни: Л.Толстой «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец», «Хотела галка пить»
Категория: Рекомендации для родителей | Добавил: sadkarusel
Просмотров: 847 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar